Оглянись вокруг, мир прекрасен.

Идеи - двигатель прогресса.


michabit46

Забытый гений.

                      Владимир Донатович Орловский (1842-1914). Пейзажи


000а1 (510x700, 82Kb)


Русская пейзажная живопись второй половины 19 века дала целое созвездие имен. А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, М.К.Клодт, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан — эти и многие менее известные художники способствовали созданию в России школы национального пейзажа.

Эта художественная тенденция выражала общий для всей Европы интерес к реализму в искусстве. Но одновременно существовала и академическая школа, воспитанная на традиции классицизма с его обязательными правилами построения изображения.

Сегодня имена некогда прославленных официальных художников — академиков и профессоров Академии художеств — мало что говорят зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками.


К числу таких, почти забытых ныне, художников принадлежал и Владимир Донатович Орловский — "корифей русского пейзажа", "один из крупнейших и первостепенных деятелей в этой области живописи", как именовал его критик конца 1880-х годов.

Творчество Орловского демонстрирует яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Произведения Орловского заслуживают рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пейзаже той поры.

Действительно, в 1870-80-е годы преимущества реалистического изображения природы перед условной академической схемой сделались настолько очевидны, что академические живописцы стали заимствовать внешние приемы реалистического метода.


=== (600x374, 36Kb)
Вид деревни Кокоз в Крыму. 1868

===а (700x438, 54Kb)
Крым. Пейзаж с речкой. 1868

000а (700x472, 68Kb)
Селение в Крыму. 1869 

000а (700x344, 70Kb)
Солнечный день. Берег моря в Крыму. 1869 

000а (700x247, 56Kb)
Массандра. 1869

=== (700x431, 113Kb)
Крымский летний пейзаж. 1870

=== (700x352, 175Kb)
Рыболовные сети у берега Крыма. 1870 

=== (700x445, 68Kb)
В Алуште. 1870

=== (700x466, 203Kb)
Пейзаж в окрестностях Алушты. 1870

000а (700x400, 68Kb)
Вид в Версуа на берегу Женевского озера. 1870 

=== (700x473, 66Kb)
Пастушок и его стадо в лесу. 1871

000а (700x431, 80Kb)
Итальянский дворик 1872

000а (700x347, 88Kb)
Порто д’Анцио. Перед грозой. 1873

000а (700x363, 58Kb)
Вид в окрестностях Вильно. 1873

=== (700x491, 186Kb)
Вечер. Берег моря. 1874

=== (700x455, 131Kb)
Летний пейзаж. 1874

000а (700x381, 44Kb)
Город на берегу моря. 1870-е 

000а11 (700x374, 27Kb)
На околице села. 1870-е

=== (700x393, 108Kb)
Летний пейзаж с дорогой. 1870-е

=== (700x632, 203Kb)
Хаты в летний день. 1870-е

Формирование искусства Орловского происходило по типичной схеме художественного образования в России. Сын украинского помещика, выпускник киевской гимназии, он еще юношей увлекся рисованием и копированием картин на выставках.

Его интерес был замечен, и в 1861 году будущий пейзажист приехал в Петербург с рекомендательными письмами к Тарасу Григорьевичу Шевченко. Срок поступления в Академию художеств уже прошел, но способный молодой человек понравился Шевченко, и тот стал давать ему уроки.

Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого соотечественника, так как в том же году Шевченко умер. Буквально за несколько дней до смерти Шевченко успел все же рекомендовать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Академии художеств.

Познакомившись с рисунками Орловского, Львов без экзаменов зачислил его в Академию.
Дальнейшее обучение Орловского предполагало быструю и благополучную академическую карьеру. Художник оправдал ожидания своих учителей, получив все положенные по курсу награды и право поездки на три года за границу.

С 1869 по 1872 год Орловский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Швейцарии и Италии, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взглядов в своих художественных симпатиях.

В частности, во Франции Орловского привлекли произведения молодых художников — будущих импрессионистов, которые поразили его "решительной свободой в красках и в письме".

=== (700x412, 125Kb)
В Италии. 1876

=== (700x415, 120Kb)
Город Поццуоли близ Неаполя. 1876

=== (700x386, 180Kb)
Летний пейзаж. 1877

000а (700x427, 57Kb)
Мотив из Петербургского побережья. Вечер. 1877

=== (700x436, 35Kb)
Рыбаки (Мотив Петербургского побережья). 1877

=== (700x398, 110Kb)
Залив. 1878

=== (700x372, 125Kb)
Косари. 1878

=== (700x395, 52Kb)
Сенокос. 1878

=== (700x249, 35Kb)
Сенокос у озера. 1878

=== (700x426, 57Kb)
Село. 1879

=== (700x434, 102Kb)
Пейзаж с прудом. Конец 1870-х

=== (700x514, 68Kb)
Хата. Начало 1880-х

=== (700x435, 170Kb)
Жатва. Хиок. 1880

=== (700x269, 81Kb)
Полдень. 1880

=== (554x700, 88Kb)
В буковом лесу. 1881

=== (700x393, 135Kb)
Дорога. 1881

=== (434x700, 62Kb)
Озеро в Гатчинском парке. 1881 

000а (700x220, 49Kb)
Днепр. 1882 

=== (700x436, 44Kb)
Жатва. 1882

=== (700x322, 97Kb)
Пейзаж. 1882

=== (700x461, 47Kb)
Туманное утро в лесу. 1882

Вернувшись в Петербург, Орловский продолжал, однако, собственную художественную деятельность в академической традиции, ориентируясь на вкусы именитых заказчиков.

Художник писал картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилии. Картины его часто не доходили даже до выставок, ему сопутствовал постоянный успех и материальный достаток.

Орловский был объявлен "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи".
Художественный метод Орловского наметился уже в его выпускной программе "Вид деревни Кокоз в Крыму" (1868, ГРМ) — одной из восьми картин, за которые художник был удостоен большой золотой медали Академии.

Орловский избрал эффектный панорамный вид с горными далями, стройными кипарисами и минаретами мечетей на дальнем плане. На фоне этой продуманной живописной декорации разворачиваются забавные жанровые сценки первого плана: татары в красочных нарядах, переходящая разлившуюся речку лошадь с жеребенком, хижина с водяной мельницей.

Таким образом художник вносит элемент непосредственных жизненных наблюдений в традиционный академический жанр героизированного пейзажа.

===ааа (700x325, 60Kb)
Украинский пейзаж с ветряной мельницей. 1882 

=== (700x322, 97Kb)
Вид на Украине. 1883

=== (604x700, 163Kb)
Кисловодск. 1883

=== (700x459, 276Kb)
Летний день. 1884

000а (449x700, 140Kb)
Грозовые тучи. 1884

=== (555x700, 52Kb)
На берегу моря. 1884

=== (578x700, 53Kb)
Отдых в степи. 1884

=== (700x323, 100Kb)
Окрестности Киева. Над Днепром. 1884

000а (525x700, 140Kb)
Солнечный день в лесу. 1880-е

000а (700x232, 47Kb)
Березовая роща. 1880-е

000а (700x296, 49Kb)
Высохшая речка. 1880-е

000а (700x441, 60Kb)
Городок в Малороссии. 1880-е

=== (700x386, 49Kb)
Заливные луга. 1880-е

=== (700x468, 63Kb)
Пейзаж с прудиком. 1880-е

000а (700x333, 57Kb)
Пейзаж с рекой. 1880-е

=== (514x700, 70Kb)
Рыбак. 1880-е

000а (700x319, 59Kb)
Украинский пейзаж. Село на берегу реки. 1880-е

=== (626x700, 63Kb)
Морской пейзаж. 1880-е

=== (555x700, 187Kb)
Украинский пейзаж. 1880-е

000а (700x452, 77Kb)
Итальянский мотив. Вид на острове Капри. 1885

000а (700x468, 105Kb)
Итальянский пейзаж. 1886

Пик популярности Орловского пришелся на 1880-е годы, когда были созданы почти все его "классические" произведения: "Жатва" (1880, ГРМ), "Стадо в лесу" (1881, Костромской музей изобразительных искусств), " Туманное утро в лесу" (1882, Кишинев, Художественный музей Молд.ССР), "Летний день" (1884, Ярославский художественный музей). Вся суть "нового реалистического искусства" Орловского сводилась к замене персонажей и декораций.

Вместо итальянских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и загорелых пастухов художник изображал в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами.

Новые действующие лица выступали в старых ролях, разыгрывая некий заданный пейзажный сюжет. Каждая картина воплощала определенный тип — образ величественной, спокойно-задумчивой или, наоборот, грозной и таинственной природы.

Априорная и поверхностная характеристика натуры приводила к созданию изобразительных штампов: Орловский легко и охотно повторял полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравились его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом ("Грозовые тучи над морем", 1883; "Унесенный баркас", 1887; "Перед грозой", 1888).

Популярность Орловского не была бы столь велика, если бы он не использовал таких мощных средств воздействия на зрителя, как яркий светоносный колорит и резкие световые эффекты.

Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине "Березовая роща" (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноименной картины А.И.Куинджи, "Березовая роща" Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найденный Куинджи, наложив его на традиционную схему кулисного пейзажа.

Вообще все творчество Орловского, лишенное внутренней художественной эволюции, было последовательным осуществлением компилятивного метода академизма второй половины 19 века. Внешние изменения, которые появлялись в живописной системе художника, были только отражением чужих открытий, реакцией на эстетическую конъюнктуру.

=== (700x421, 44Kb)
Окраины Киева. 1886

000а (612x700, 98Kb)
Унесенный баркас. 1887

=== (700x431, 75Kb)
Берег моря у Судака (Крым). 1889

=== (700x413, 74Kb)
Пейзаж. Камыши на реке. 1880-1890-е

000а (700x312, 113Kb)
Крымский берег. 1890

=== (633x700, 295Kb)
В луговых зарослях (Подольская губерния). 1890

=== (700x462, 103Kb)
Закат над рекой. 1890 

=== (700x446, 91Kb)
Пастбище. 1890

===ааа (631x700, 270Kb)
Хаты в лесу. Тишина. 1890

=== (700x325, 103Kb)
Летний день на Украине. 1892

000а (633x700, 136Kb)
Зима. Проселочная дорога близ мельницы. 1890-е

000а (700x524, 99Kb)
Вид на Гурзуф и Аю-Даг. 1890-е

000а (700x254, 47Kb)
Дали. 1890-е 

000а (700x479, 70Kb)
Дали за рекой. Летний день. 1890-е

000а (700x325, 59Kb)
Летний день. Верши в тихой заводи. 1890-е

=== (700x371, 94Kb)
Повозка, запряженная волами. 1890-е

000а (700x413, 62Kb)
После жатвы. 1890-е

=== (700x357, 150Kb)
Пруд. Летний вечер. 1890-е

000а (444x700, 78Kb)
Закат. 1896

=== (700x472, 123Kb)
Киевский пейзаж. конец ХІХ в.

=== (700x499, 78Kb)
У запруды. Конец 1890-х–начало 1900-х

Так, например, любимые Орловским световые эффекты ("Жатва", 1882; "В знойный день", 1883; "Ночь в лесу") следовали моде на контрастную декоративную светотень, распространившуюся в русском пейзаже под влиянием Куинджи.

Переходные состояния атмосферы, изображение облаков, дождя, тумана ("За грибами", 1881; "Утро в лесу", "Отдых в степи", 1884; "Охота на уток") были вызваны желанием соответствовать уровню реалистического пейзажа с его разработкой проблем световоздушной среды.

Однако академизированный реализм Орловского был не в состоянии передать воздушную глубину. Художник трактовал колорит как набор предметных цветов и для изображения дали использовал простой прием разбеливания тона.

Для имитации изменения цвета под воздействием света и воздуха Орловский применял цветовые заливки. Этот набор приемов механически использовался художником при изображении самых разных видов.
В академическом пейзаже у Орловского было много подражателей.

Прямым последователем художника можно назвать пейзажиста С.И.Васильковского, а популярный маринист Р.Г.Судковский успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней. Слава В.Д.Орловского была очень недолговечной.

Покупаемые современниками за большие деньги, его картины находятся теперь в запасниках музеев. Лишь историк искусства вспомнит сегодня, что при жизни Орловский пользовался репутацией универсального пейзажиста, "превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти".

=== (700x512, 71Kb)
Пейзаж. Конец XIX – начало XX вв.

=== (700x468, 136Kb)
Крестьяне у хутора. 1900

000а (700x491, 129Kb)
Над Днепром. 1900-е 

=== (700x227, 35Kb)
На водопой. 1910-е

=== (547x700, 227Kb)
Пейзаж с горным ручьем

=== (700x421, 123Kb)
Река Гнилица

000а (700x492, 183Kb)
В солнечный день

000а (700x484, 184Kb)
Нижний Новгород

=== (700x522, 95Kb)
Пейзаж

=== (700x428, 36Kb)
Костер в поле

=== (700x452, 40Kb)
Пейзаж с рекой в Малороссии

=== (700x495, 133Kb)
Малороссийский пейзаж

=== (700x441, 120Kb)
Пейзаж с болотом

=== (700x542, 84Kb)
Подворье

=== (700x429, 33Kb)
Буря в поле

=== (700x302, 106Kb)
Вид Алупкинского дворца

=== (700x491, 51Kb)
На прогулке (В. Орловский и Н. Пимоненко)



Рекомендовать запись
Оцените пост:

 



Будущее в руках людей.


Будущее в руках людей.


Мои фотоальбомы


Календарь
Август
ПнВтСрЧтПтСбВск
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Blog Live

6 дн назад michabit46 делает запись Забытый гений.


14 дн назад hovrino комментирует запись - Русская душа вся в этом проявлении.


15 дн назад michabit46 делает запись Русская душа вся в этом проявлении.


16 дн назад michabit46 делает запись Большой город сможет свободно дышать.


21 дн назад ledyGrata комментирует запись - Страна, забывшая войну.


21 дн назад ledyGrata комментирует запись - Страна, забывшая войну.


21 дн назад Tyler Durden комментирует запись - Страна, забывшая войну.


ОБОЗ.ua